Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства

Диана Смирнова, 13/09/2018

Иногда ИП не справляется с нагрузкой и закрывает свой бизнес. Не всегда выйти из бизнеса удается вовремя, бывает, ИП признается банкротом. Процедура банкротства предпринимателя описана в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». В основном процедура банкротства ИП совпадает с процедурой банкротства физического лица, но есть свои особенности.

 ИП, как и любой гражданин, признается банкротом в том
случае, когда не может платить по счетам и выплачивать свои долги. Учитывается
не только невозможность расплатиться с долгами и обязательствами, но и сумма
долгов и срок неуплаты.

Банкротом не становятся просто так. Для этого должны
быть основания.
Достаточным основанием, например, являются нижеперечисленные факты, причем,
достаточно наступления одного:

1

 ИП не платит по
долгам и не выплачивает обязательные платежи вовремя;

2

ИП за месяц не
исполнил 10% (и более) своих денежных обязательств, срок выплаты которых уже
прошел;

3

ИП должен больше,
чем стоимость его собственности;

4

Расплатиться по
долгам нереально, так как у ИП нет собственности, которая может попасть под
судебное взыскание.

  • Исключение: если ожидаемые денежные поступления ИП в
    скором времени покроют все его денежные обязательства.
  • Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротстваБанкротство может быть обязательным и добровольным.

Обязательное банкротство наступает, когда иного выхода
нет. Момент этот для ИП приравнен к тому, когда его долг равен 500 тысячам р. и
он не может вовремя совершать ежемесячные выплаты. Стоит учесть, что это может быть как долг по одному кредиту, так и
суммарный долг по нескольким. В этом вопросе не важна сумма одного займа, важна
сумма общего долга.

Если ИП попал именно в такую ситуацию, то у него есть
30 дней на осознание своей неплатежеспособности и на объявления себя банкротом.
Если осознание этого факта затянется, то ему грозит штраф от 5 до 10 тысяч р.

Если долг меньше 500 тысяч рублей, то банкротить себя
не обязательно, но можно, если ИП предвидит именно такое развитие событий и не
справляется со своей налоговой нагрузкой.

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротстваВ обоих случаях ИП публикует свое намерение о
банкротстве в «Коммерсанте» и в Едином федеральном реестре сведений о факте
деятельности юридических лиц, а затем обращается с заявлением в Арбитражный суд
по месту своей постоянной регистрации. К заявлению прикладывают необходимый
пакет документов, подробно описанный в законе о банкротстве.

Обязательное банкротство также двояко. Инициатива
банкротства может исходить от самого ИП, а может и от кредитора. Кредитором в
этой ситуации может быть банк, налоговая или поставщик.

Если решение о банкротстве принимает кредитор, то он
подает в Арбитражный суд соответствующее
заявление. И он оплачивает госпошлину и услуги финансового управляющего.

Шаг №1 —
подача заявления.

Для обращения в суд должны быть основания. Повторюсь,
ИП должен быть должен в сумме 500 тысяч р. и не платить по счетам минимум три
месяца.

  1. За 15 дней до подачи заявления в суд кредитор,
    взыскивающий долги, должен опубликовать уведомление о своем намерении признать ИП банкротом.
  2. Шаг №2 —
    рассмотрение судом заявления.
  3. Суд рассматривает поданное заявление и выносит свое
    решение. Решение может быть следующим:

признание ИП банкротом и ввод реструктуризации
долгов;

оставление заявление без рассмотрения;

  • Однако надо понимать, если у суда есть основания
    признать ИП банкротом, то он признает.
  • Шаг №3 —
    реструктуризация долгов.

Реструктуризация долгов — первый из возможных шагов
банкротства. Если он не помогает справиться с ситуацией, то далее идут этапы
реализации долгов или заключения мирного соглашения.

Реструктуризация начинается с назначения финансового
арбитражного управляющего. Задач у управляющего несколько.

Во-первых, он выявляет всех кредиторов ИП, уведомляет
их о запуске процедуры банкротства и проводит с ними первое собрание.

На этом
собрании рассматриваются возможные планы реструктуризации, и принимается тот,
которому и будут следовать. Планы может предлагать как сам ИП, так и его
кредиторы.

Утвержденный план предусматривает пропорциональное погашение всех
долгов кредиторов, которые участвуют в процедуре.

Бывают ситуации, когда первое собрание кредиторов не
утверждает ни один из предложенных планов. Тогда либо план дорабатывается, либо
принимается решение о реализации имущества или заключения мирового соглашения.

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротстваДля утверждения плана реструктуризации долгов
необходимо:

чтобы у ИП был источник дохода, позволяющий
рассчитаться с долгами;

чтобы у ИП не было неснятой или непогашенной
судимости по обвинению в умышленных экономических

преступлениях;

истек срок, на который ИП был административно наказан
за ряд нарушений;

ИП не признавался ранее (пять лет) несостоятельным;

в отношении ИП и его долгов ранее (восемь лет) не утверждался
план реструктуризации.

  1. Во-вторых, если план принят, то управляющий следит за
    его выполнением.
  2. В-третьих, он анализирует финансовое состояние ИП,
    выявляет все его имущество.

В-четвертых, он проверяет все сделки ИП за последние
три года. Выявленные при этом сомнительные сделки признаются недействительными.
Имущество, проданное по ним, возвращается в собственность должнику.

После оно
может быть продано с торгов с целью погашения имеющихся долгов.

В-пятых, управляющий следит за текущими тратами ИП. Если
покупается или продается какое-либо имущество дороже 50 тысяч р., то требуется
его одобрение. Это же касается вопроса выдачи гарантий, поручительства и т.п.

Пока идет реструктуризация, действует мораторий на
выплаты по кредитам, начисления штрафов и процентов. Для кредиторов
реструктуризация означает, что долги данного
ИП необходимо признать безнадежными.

Если процесс реструктуризации проходит успешно, и в
результате все долги закрываются, то суд признает ее завершенной. Если остаются
невыплаченные задолженности, то начинается процедура реализации имущества.

  • Шаг №4 — реализация имущества.
  • В процессе банкротства ИП с торгов продается все
    имущество, даже личное.
  • Собственность, которая использовалась в
    предпринимательстве, продается аналогично собственности компаний: то есть происходит инвентаризация, оценка, а затем
    лишь проводятся торги.

Личное имущество также продается с торгов, если на
собрании кредиторов или судом не было принято иное решение. Предметы роскоши
стоимостью свыше 100 тысяч р. и недвижимость продаются на открытых торгах.

Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротстваИмущество, которое не удалось продать, после торгов возвращается бывшему собственнику. Его право собственности на него
восстанавливается.

Не все личное имущество может быть продано. Есть и
неприкосновенное.

Так, у ИП не могут забрать следующее:

единственное неипотечное жилье;

земельный участок с единственным жильем на нем;

личные вещи и необходимые предметы быта: одежда,
мебель и посуда. Какие вещи необходимы, решает суд. И к ним совершенно точно не
относятся предметы

роскоши.

вещи для работы стоимостью до 10 тысяч р.

продукты и деньги в размере прожиточного минимума на
должника и его иждивенцев.

Деньги, полученные с продажи имущества, идут на
погашение долгов. Существует строгий порядок, какие долги гасятся в первую
очередь, какие после.

Сперва гасятся долги, возникшие до заявления о
банкротстве. Это алименты, судебные расходы, выходные пособия и зарплаты, счета
за жилье. Затем гасятся требования кредиторов. Если вырученных денег не хватило на погашение всех долгов, то оставшиеся все равно считаются погашенными.

И это
правило распространяется и на потребительские кредиты, которые могут быть у ИП.
Однако, есть исключения — алименты, компенсация нанесенного вреда здоровью,
моральная компенсация и иные долги личного характера. Эти долги все равно
остаются на банкроте, и он должен их вернуть.

Банкротиться ИП может и по собственному желанию. В
этом случае вся процедура аналогичная, за исключением нескольких нюансов: ИП
сам выбирает себе финансового управляющего и сам платит его вознаграждение и
госпошлину (в другом случае это делает кредитор).

Если сценарий идет таким образом, то при подаче
соответствующего заявления в суд ИП должен приложить документы о том, что у
него есть деньги на процедуру банкротства. Да, банкротство тоже имеет свою цену.

  1. Реструктуризация долгов ИП, как процедура банкротства
  2. Итак, банкротство имеет цену. Давайте подробно
    рассмотрим, за что и сколько ИП должен будет платить:

300 рублей госпошлина за подачу заявления;

25 тысяч р. финансовому управляющему за всю процедуру
банкротства

(сумма вносится заранее на депозит суда);

8 тысяч р. оплата за публикации в газете
«Коммерсантъ» и Реестре сведений о банкротстве (сумма может быть больше

в
зависимости от дела и числа публикаций).

Кроме этого, стоит иметь ввиду почтовые расходы и
возможные расходы на юриста (не всегда требуются). В итоге процедура
банкротства стоит от 34 тысяч р. и больше. Если ИП банкротится самостоятельно,
то к заявлению необходимо приложить доказательства того, что у вас есть на это
необходимая денежная сумма. Если ИП банкротит кредитор, то госпошлину и
вознаграждение управляющему оплачивает он.

Как только ИП признается банкротом, он перестает быть
предпринимателем. Его регистрация аннулируется.

Вместе с регистрацией ИП
аннулируются и все выданные ранее лицензии, позволяющие заниматься определенным
видом деятельности. Причем право зарегистрировать новое ИП у банкрота появится
лишь спустя пять лет.

Срок считается с момента реализации имущества и
прекращения судебного производства по делу банкротства.

Ограничения существуют не только на запуск
собственного бизнеса, но и на ряд должностей. Так, банкрот не может в течение
пяти лет работать в органах управления юридическими лицами.

Читайте также:  Передача долгов ЖКХ коллекторам: взыскание задолженности в 2021 году

И последнее, в течение пяти лет бывшему ИП практически
невозможно получить новый банковский кредит.

Вы заметили у нас ошибку? Помогите нам ее исправить! Выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter» и повторите код с картинки. Спасибо!

План реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя

Юридическая компания «Фурман и партнеры» оказывает правовые услуги по сопровождению банкротства физических лиц при реструктуризации долгов.

Данная помощь требуется предпринимателям, попавшим в трудную ситуацию в связи с пошатнувшимся финансовым положением, например, при потере бизнеса, внезапной болезни или иных обстоятельств.

В таком положении как правило теряется возможность погашения обязательств перед банками, налоговой, ЖКХ, другими кредиторами. Долги только увеличиваются, выхода из сложившейся ситуации не видно.

Возрастающее количество долгов индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость принятия поправок в закон о банкротстве (ФЗ № 127) и с 1 октября 2015 года появились новые дополняющие положения о несостоятельности ИП, появилась официальная процедура реструктуризации долгов индивидуального предпринимателя, которая является обязательной для кредитов и помогает восстановить финансовое положение.

Юристы компании помогают утвердить план реструктуризации долгов гражданина предпринимателя, что в свою очередь дает уверенность в завтрашнем дне, прозрачность всех платежей, отсутствие роста долгов, надежную защиту от нападок и давления кредиторов.

Бесплатная консультация по банкротству

Начинаем работу с опроса должника/кредитора и со сбора документов, которые необходимы чтобы подготовить заявление о банкротстве ИП.

Нам важно чтобы у клиентов-должников было правильное понимание всех действий, процедур, этапов, поскольку главное для нас взаимопонимание и доверие на протяжении всей процедуры банкротства.

На консультации и при заключении договора юристы компании дадут самые полные инструкции по банкротству предпринимателя. Такая пошаговая инструкция, состоящая из ряда консультаций опытных юристов, позволит вам четко понимать весь ход работы и этапы банкротства.

Что такое реструктуризация долга ИП при банкротстве в Самаре

Реструктуризация долгов предпринимателя — реабилитационная процедура, в целях восстановления платежеспособности гражданина и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Иными словами, после того, как арбитражным судом выносится определение о введении реструктуризации долгов гражданина все ваши долги «замораживаются», их состояние фиксируется в специальном документе. Сумма долгов по основному долгу, процентам и иным платежам разбивается на 36 равных платежей равным календарным месяцам.

Инициирование судебного процесса по банкротству физического лица возможно, когда долг гражданина превышает 500 000 рублей, а долговые обязательства не исполняются более 3 (трех) месяцев с положенной для погашения даты. Реструктуризация долга через банкротство возможно и при более меньших суммах.

Срок реструктуризации долгов ИП в Самаре

Действующее законодательство определяет четкий период времени, в течении которого гражданин вправе расплатиться по всем долгам на момент обращения в арбитражный суд, когда произошло введение реструктуризации долгов ИП с долгами. Срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем 3 (три) года (ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Требования к должнику

Реструктуризация долга при банкротстве ИП с кредитами предусматривает утверждение плана, который в свою очередь должен содержать сведения о должнике. Так согласно положениям статьи 213.13 закона о банкротстве гражданин должен отвечать следующим требованиям:

• гражданин имеет постоянный источник дохода на дату представления плана • гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления или быть подвергнутым административному наказанию в сфере экономики

• гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов

• план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана

Банкротство ИП — пошаговая процедура — Юридическая консультация

Процедура банкротства ИП во многом схожа с банкротством гражданина.

Согласно ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) основанием для признания предпринимателя банкротом является его неспособность:

  • удовлетворить требования кредиторов;
  • оплатить обязательные платежи.

Такого предпринимателя следует считать неплатежеспособным. В силу п. 3 ст. 213.6 Закона о банкротстве ИП предполагается неплатежеспособным при наличии хотя бы одного из следующих обязательств:

  • прекращены расчеты с кредиторами по обязательствам, срок оплаты по которым наступил;
  • более чем 10% денежных обязательств, срок исполнения которых наступил, не исполнены ИП в течение более чем одного месяца со дня, когда такие обязательства должны быть исполнены;
  • размер задолженности превышает стоимость имущества;
  • есть постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества у ИП, на которое может быть обращено взыскание.

Следует различать право и обязанность ИП на обращение в суд для признания его банкротом.

ИП обязан обратиться с таким заявлением, если:

  • размер задолженности составляет не менее 500 тыс. руб.;
  • требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

ИП вправе подать в арбитражный суд заявление о признании его банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии в срок исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей.

Дела о банкротстве ИП рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина (место регистрации ИП).

Банкротство юрлица: последовательность действий

Обратите внимание: в соответствии с п. 2.1 ст. 213.

4 Закона о банкротстве право на обращение в суд с заявлением о признании банкротом возникает у гражданина, имеющего статус ИП, при условии предварительного (не менее чем за 15 календарных дней до дня обращения в арбитражный суд) опубликования им уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Если это требование закона не будет соблюдено, суд откажет в удовлетворении заявления ИП о признании его банкротом.

В арбитражный суд следует также подать следующие документы:

  1. заявление о признании ИП банкротом;
  2. свидетельство о регистрации;
  3. перечень и размеры задолженности, а также информацию по каждому кредитору;
  4. информацию об имуществе и его стоимости;
  5. квитанцию об оплате государственной пошлины.
  • Следует отметить, что признание ИП банкротом является не конечной стадией процесса, а лишь промежуточным этапом, на котором еще не происходит освобождение от долгов.
  • После того как суд признает заявление ИП о признании его банкротом обоснованным, необходимо привлечение финансового управляющего.
  • После признания ИП банкротом судом применяются следующие процедуры:
  • реструктуризация долгов гражданина (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов);
  • реализация имущества ИП (реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом ИП в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов);
  • мировое соглашение (процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами).

Сказали спасибо:

Реабилитация в банкротстве по-новому. Анализ процедуры реструктуризации долгов в рамках предложенных масштабных изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Не так давно Министерство экономического развития (далее — МЭР) подготовило законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://regulation.gov.ru/projects#npa=100272), который призван довольно радикально реформировать действующее законодательство о банкротстве.

Поначалу я не стал уделять особого внимания данному документу, поскольку законодательство о банкротстве очень динамично и о идеи у законодателя по реформированию банкротства возникают постоянно, однако не у всех законопроектов получается преодолеть всю законодательную дистанцию (особенно это касается законопроектов в части совершенствования реабилитационных процедур). 

Например, в части реформирования реабилитационных процедур в 2017 году был подготовлен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц», однако он застопорился на втором чтении (https://sozd.duma.gov.ru/bill/239932-7).

Если кто помнит, был еще законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления»: он также долго прорабатывался МЭР, но так и не был внесен в Госдуму.

Все же складывается впечатление, что в МЭР есть понимание нужности и важности реабилитационных процедур и необходимости реформирования законодательства о банкротстве в пользу фактической, а не декларативной продолжниковой направленности, но что-то или кто-то мешает довести начатое дело до конца.

И с учетом последних новостей о пандемии, наше государство форсирует принятие многих важных решений, в том числе связанных с принятием данного закона. Так, М.

Читайте также:  Материнский капитал при банкротстве физических лиц: судебная практика

 Мишустин дал поручение МЭР согласовать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, вводящего процедуру реструктуризации долгов организаций (http://government.ru/orders/selection/401/39204/). Поэтому, возможно, этот законопроект ожидает совсем другая судьба, нежели остальные.

Многие предприниматели в настоящий момент оказались в кризисной ситуации по причине пандемии коронавируса, и даже если закон о моратории на банкротство будет введен, то мораторий в конечном счете не будет действовать на постоянной основе; рано или поздно мораторий закончится, и вместе с ним начнется бурный рост банкротств, в том числе и тех предприятий, которые были вполне платежеспособными до кризиса. В связи с этим на законопроект возлагаются большие надежды именно в части реабилитации.

Поскольку меня всегда очень интересовали вопросы реабилитационных процедур в банкротстве, то я решил проанализировать законопроект в части реформирования реабилитационных процедур и представить по ним свои соображения.

  1. Предлагается новая (и единственная) реабилитационная процедура – реструктуризация долгов.

На самом деле процедура не совсем новая, реструктуризацию долгов можно по праву назвать обновленным внешним управлением, которое избавилось от части своей закостенелости, мешавшей кредиторам и должнику договориться, и стало более гибким и user-friendly.

Предложение закрепить в законе только одну единственную реабилитационную процедуру лично я оцениваю положительно (если, конечно, не учитывать мировое соглашение).

С учетом того, что, как я уже написал выше, я воспринимаю реструтуризацию долгов обновленным внешним управлением, то получается, что из нашей жизни уходит финансовое оздоровление, что также является правильным решением.

Во-первых, эта процедура по природе своей неэффективна[1], а во-вторых, тот факт, что подобной процедуры нет в зарубежных юрисдикциях, говорит о том, что в ее регламентации просто нет необходимости, поскольку эти функции успешно может взять на себя мировое соглашение.

Вопросы к целесообразности существования наблюдения существуют давно, и я поддерживаю необходимость отмены данной процедуры.

Чем раньше можно будет согласовать план реструктуризации, тем раньше он начнет действовать и тем раньше кредиторы получат свои деньги. На практике я встречал немало случаев, когда злостные должники специально использовали процедуру наблюдения для затягивания банкротства и сохранения контроля над компанией (больше, чем на предусмотренные законом 7 месяцев).

  1. Как вводится реструктуризация долгов.

Реструктуризация долгов может быть введена по результатам рассмотрения как заявления о введении реструктуризации долгов, так и заявления о банкротстве.

При этом, исходя из анализа п. 6 ст. 48 Закона о банкротстве в новой редакции, реструктуризация долгов может быть введена, если представленные должником или иным лицом доказательства, не позволяют сделать вывод о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

То есть если заявитель не может доказать, что платежеспособность восстановить невозможно, то вводится реструктуризация долгов.

На мой взгляд, такой подход, когда по умолчанию (т.е. при недоказанности возможности или невозможности восстановления платежеспособности) вводится реструктуризация долгов может привести к существенному ущемлению прав кредиторов.

Любая реабилитационная процедура хороша только в том случае, когда она вводится обоснованно и для ее реализации есть предпосылки (проще говоря, когда еще есть что восстанавливать). В ином случае, это зря потраченное время и деньги.

А с учетом того, что некоторые должники могут пользоваться этой ситуацией для затягивания банкротства (это касается как злостных должников, так и тех, кто склонен выдавать желаемое за действительное), то подобная норма создает благоприятную почву для злоупотреблений.

  1. Управление должником в ходе реструктуризации долгов.

Законопроект устанавливает возможность выбора одного из четырех способов управления должником в ходе реструктуризации долгов:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника за учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • возложение полномочий руководителя и иных органов управления должника на антикризисного управляющего;
  • переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и иных органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается учредителями (участниками) должника, а другой собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Само наличие такого большого выбора стоит оценить положительно. Здесь и возможность сохранения управления за учредителями (участниками) должника (debtor in possession), и классическая схема из внешнего управления с возложением полномочий руководителя на антикризисного управляющего, и полный переход управления кредиторам, и компромиссный вариант, который предусматривает наличие двух ЕИО.

Конечно, законодатель мог бы сделать этот перечень открытым, поскольку порой участники гражданского оборота очень креативно подходят к вопросу структурирования сделок, и, возможно, этих опций будет не хватать, но это скорее замечание на перспективу, а не на ближайшее время.

  1. Ограничения на совершение сделок.

Помимо этого, законопроект предусматривает ограничение на совершения сделок должником после введения реструктуризации долгов, но до утверждения плана (т.е. в период, когда должник и кредиторы еще не пришли к общему решению по порядку управления должником).

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, либо недвижимого имущества должника;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Должник не вправе без согласия антикризисного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), производимой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Данные ограничения применяются по умолчанию в том случае, если планом реструктуризации не установлено иное.

Реструктурировать долги перед кредиторами будут по плану реструктуризации, который:

  • Может содержать особый порядок управления должником в ходе процедуры;
  • Должен содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, сохранения бизнеса должника и удовлетворения требований кредиторов;
  • Должен содержать одно или несколько реабилитационных мероприятия (жирным выделены мероприятия, которые ранее не были закреплены в законе о банкротстве):
  1. реорганизация должника;
  2. увеличение уставного капитала должника;
  3. продажа предприятия должника или части имущества должника;
  4. замещение активов должника;
  5. новация обязательств должника;
  6. прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
  7. конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, или иные ценные бумаги должника;
  8. изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
  9. прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замены предмета залога, передачи прав и обязанностей по договору залога, перевода долга по обязательству, обеспеченному залогом;
  10. прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;
  11. иные меры по восстановлению платежеспособности должника.
  • должен содержать сведения об обязательствах должника;
  • расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
  • сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.

Список мероприятий.

Расширение списка мероприятий в принципе не так критично, поскольку и действующий список в ст. 109 Закона о банкротстве является открытым. Поэтому ничто не мешает кредиторам и должнику самостоятельно придумать оригинальные мероприятия для восстановления платежеспособности/сохранения бизнеса.

Однако само закрепление в законе новых мероприятий, которые можно использовать в рамках процедуры очень правильная идея. Я полагаю, что именно благодаря им к юристам и арбитражным управляющим придет понимание о возможностях реабилитации.

  • Расчет суммы, которую могут получить необеспеченные кредиторы.
  • Весьма интересно, что в план должен быть включен расчет суммы, которую необеспеченные кредиторы могли бы получить при простой реализации имущества должника.
  • На мой взгляд эта информация будет очень полезной для кредиторов при оценке плана реструктуризации, особенно в той ситуации, когда планом предлагается выплата кредиторам не всей суммы их требований (например, 50% от долга или еще меньше).
  • Однако в сравнении с информацией о том сколько кредиторы получат после простой распродажи имущества должника, вариант с реструктуризацией будет очевидно привлекательнее.
  • Немного статистики.
Читайте также:  Как погасить задолженность по кредитной карте

Имущество должника удается продать лишь с третьей или четвертой попытки и по заниженной на 60-70% стоимости[2]. То есть кредитор будет думать, что активов у должника на 1 миллион, но, согласно статистике, это имущество будет продано за 400 или 300 тыс. руб.

Процент удовлетворенных требований необеспеченных кредиторов третей очереди равен 3%[3]. То есть любой исход, который выше этой суммы уже можно считать успехом. Можно сказать, что это эффект низкого старта. Конечно, вряд ли кто-то из кредиторов согласится на 10% или 15% от первоначального долга, но хочется верить, что контрагенты могут обсуждать 50% или 40% от первоначального долга.

  1. Такой исход для необеспеченного кредитора будет очень хорошим результатом.
  2. Пример.
  3. В 2019 году в Великобритании на грани банкротства оказались два крупных глобальных ритейлера: Arcadia Group и Monsoon Accessorize.

Оба они смогли избежать банкротства. Arcadia Group заключила с кредиторами мировое соглашение, по которому арендаторам плата была уменьшена вплоть до 50% от первоначальной суммы[4].

А Monsoon Accessorize смогла договориться об уменьшении арендной ставки до 35% от первоначальной суммы[5].

Готов ли российский бизнес вести переговоры аналогичным образом?

  1. Утверждение плана реструктуризации.
  • Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения реструктуризации долгов, иные лица (конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник) должника, представитель работников должника и другие) также могут представить свои варианты планов реструктуризации.
  • План реструктуризации считается согласованным кредиторами, если за него проголосует большинство от присутствующих на собрании кредиторов.
  • Планируемая реструктуризация.

Банкротство без реструктуризации: возможно ли и в каких случаях?

Данная стадия сопровождается составлением плана реструктуризации, который должен быть реализован в срок не более трех лет (п. 2 ст. 213.14 Закона о банкротстве).

Суть этой процедуры заключается в том, чтобы гражданин (или индивидуальный предприниматель) с помощью финансового управляющего смог рассчитаться по долгам, восстановив тем самым свою платежеспособность.

То есть, проще говоря, это последняя попытка уйти от статуса банкрота за счет экономии денежных средств, упорядочения расчетов с кредиторами, взыскания дебиторской задолженности должника (при наличии), оптимизации производства (для индивидуальных предпринимателей) под контролем финансового управляющего.

Стоит отметить, что введение процедуры реструктуризации долгов еще не означает, что должник признан банкротом. Ее введение является лишь судебным подтверждением того, что у гражданина имеются финансовые трудности.

Необходимо понимать, что эта стадия (в некоторых случаях) не является обязательной. Более того, в ряде процедур она просто не нужна.

Статистика последних лет применения реструктуризации показывает, что данная стадия остается непопулярной как у кредиторов, так и у должников, а одобренные собранием кредиторов и утвержденные арбитражным судом планы реструктуризации очень часто не исполняются.

В силу п. 8 ст. 213.

6 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, если гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным п. 1 ст. 213.

13 Закона о банкротстве, арбитражный суд вправе на основании ходатайства гражданина вынести решение о признании его банкротом и введении процедуры реализации имущества гражданина. К числу таких требований относятся:

  • наличие источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики, и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • отсутствие судебных актов о банкротстве гражданина в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;
  • если план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Несоответствие должника хотя бы одному их этих четырех критериев является для суда прямым основанием для признания его несостоятельным (банкротом) и введения в отношении его процедуры реализации имущества гражданина, минуя реструктуризацию.

Также необходимо отметить, что наличие хоть какого-то источника дохода еще не является формальным соблюдением требований указанной выше статьи. Уровень доходов должен быть сопоставимым с имеющимися обязательствами.

При явной несоразмерности реструктуризация введена быть не может (Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 г. № 309-ЭС17-13517 по делу № А07-26772/2015, Определение Верховного Суда РФ от 26 июля 2017 г.

№ 309-ЭС17-9028 по делу № А76-32418/2015, Определение Верховного Суда РФ от 1 февраля 2017 г. № 309-ЭС16-19461 по делу А07-23495/2015).

Казалось бы, очевидное правило «не соответствуешь условиям – идешь в реализацию», но на практике ситуация неоднозначна.

Например, суды приходят к выводу, что согласно положениям п.1 ст. 213.6 при любых обстоятельствах процедура банкротства физических лиц должна начинаться с восстановительной процедуры, так как Закон о банкротстве устанавливает презумпцию введения процедуры реструктуризации долгов.

А невозможность представления плана реструктуризации долгов либо нецелесообразность (невозможность) его утверждения должна быть установлена в ходе процедуры реструктуризации с учетом мнения финансового управляющего, конкурсных кредиторов и должника (Постановление АС ЦО от 23.08.

2017 по делу № А14-2843/2016).

В некоторых случаях суды со ссылкой на п.8 ст.213.6 указывают, что введение процедуры реализации, минуя процедуру реструктуризации долгов, является правом, а не обязанностью суда (Постановление 19ААС от 25 апреля 2018 г. по делу № А14-18946/2017).

В Постановлении АС ЗСО от 21 ноября 2016 г. по делу № А27-8180/2016 суд, установив факт отсутствия источников дохода и какого-либо имущества, пришел к выводу о необходимости введения именно процедуры реструктуризации в целях возможного частичного погашения задолженности (должник может и должен предпринять все меры для трудоустройства и реструктуризации).

В ряде дел суды, установив факты отсутствия или недостаточности доходов должника, уклоняются от нормативной мотивации введения именно процедуры реструктуризации (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 г. № 302-ЭС17-6619 по делу № А10-3521/2016, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2016 г. по делу № А56-86429/2015).

Многие арбитражные управляющие считают, что реструктуризация долгов гражданина является своего рода «продолжением агонии расчетов с кредиторами» и неосознанным затягиванием процедуры банкротства.

И на то у них есть причины: абсолютное большинство «банкротных» процедур, которые начинаются со стадии реструктуризации долгов, все равно переходят в реализацию имущества гражданина, а значит являются тратой времени на безнадежные расчеты с кредиторами, когда уже можно было бы выявить, оценить и продать имущество должника.

Самым распространенным основанием ходатайства о введении реализации имущества является первое условие п. 1 ст. 213.13 Закона о банкротстве – отсутствие у должника источника дохода. Все прочие описанные в статье условия не имеют почвы для споров, если они есть, то реструктуризации быть не может.

Как уже было указано выше, доход необязательно должен отсутствовать как таковой. Допустимо, если он несоразмерно мал по отношению к задолженности. Однако в обоих случаях в суде могут возникнуть сложности.

  • В таком случае необходимо подкрепить ходатайство о введении процедуры реализации имущества гражданина расчетом и доказательствами отсутствия (или незначительности) дохода, а также сопоставить его с неисполненными обязательствами.
  • Также целесообразно вывести из произведенной калькуляции размер среднемесячного платежа, подлежащего уплате в случае введения реструктуризации на максимальный, трехлетний срок.
  • Например:
  • доход — 10 000 рублей;
  • общая задолженность – 1 500 000 рублей;
  • максимальный срок плана реструктуризации – 3 года, то есть 36 месяцев.

Отсюда размер ежемесячного платежа на погашение задолженности составит – 1 500 000 / 36 (3 года в месяцах) = 41 666,66 рублей.

Также не нужно забывать, что согласно ст. 446 ГПК РФ взыскание не может быть обращено на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Соответственно, из приведенного расчета ещё необходимо вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для соответствующего региона (при его отсутствии – средний по РФ). А при наличии у должника на иждивении несовершеннолетних детей нужно дополнительно вычесть размер прожиточного минимума, предусмотренный для них.

Конечно же, все должно подкрепляться доказательствами (например, справкой из Центра занятости населения о том, что должник состоит на учете в категории ищущего работу, о получении пособия по безработице; свидетельством о рождении ребенка и т.п.).

Такой доскональный подход поможет суду более ясно увидеть объективную ситуацию и ввести нужную процедуру, тем самым сэкономив время и себе, и должнику, и кредиторам.

Совершенно очевидно, что введение реструктуризации долгов гражданина, в отсутствие источника дохода последнего или его явной несоразмерности долгам, нецелесообразно и служит затягиванием процедуры банкротства.

Учитывайте негативную судебную практику, заблаговременно представляйте доказательства нецелесообразности проведения реструктуризации, экономьте свое время и деньги.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *