Особенности банкротство инвалида в 2021

Условия труда инвалидов —- это совокупность факторов, оказывающих влияние на состояние работника с ограничениями по здоровью в процессе его трудовой деятельности. Работодатель в силу действующего законодательства обязан организовать производственный процесс так, чтобы не нанести вреда персоналу. В связи с этим трудоустройство людей с ограниченными возможностями имеет свои особенности.

Трудоустройство работника с инвалидностью

Инвалиды с 3 группой (самая легкая) обычно не испытывают значительных проблем с трудоустройством, так как ограничения их способности к труду незначительны. А вот можно ли по ТК принимать на работу с вредными условиями инвалида 2 группы, определить не так просто.

Формально ТК РФ такого запрета не содержит, а значит, руководствоваться необходимо индивидуальной программой реабилитации (ИПР) сотрудника и санитарными правилами СП 2.2.9.2510-09, исключающими работу лиц с ограниченными возможностями в условиях повышенного влияния вредных и опасных производственных факторов.

Что касается первой группы, то она традиционно считалась нерабочей, в последнее время такие ограничения частично сняты, но первую группу присваивают все же людям, не способным к труду.

Однако если индивидуальная программа реабилитации подразумевает возможность работать, а работодатель готов создать необходимые условия, трудоустраивать их не возбраняется.

Особенности банкротство инвалида в 2021

На каких должностях работают инвалиды

Если труд работнику не противопоказан, то его принимают на работу на любую должность, которая подходит по квалификации и состоянию здоровья. К примеру, персонал, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудоустраивают на должности, для которых определены оптимальные условия труда 1 класса, и примеры профессий людей — инвалидов 2 группы в этом случае выглядят следующим образом:

  • комплектовщики;
  • вахтеры;
  • гардеробщики;
  • массажисты;
  • бухгалтеры;
  • операторы call-центра;
  • интернет-маркетологи;
  • SMM-менеджеры;
  • копирайтеры;
  • программисты и т.д.

Для крупных компаний с числом работников от 100 человек установлена обязательная квота на трудоустройство сотрудников с ограниченными возможностями. Их количество в штате компании должно составлять от 2 до 4% персонала. Из численности для расчета исключаются «вредники», так как, хотя работа инвалидов во вредных условиях труда по ТК РФ не регламентирована, ее запрещают санитарные правила.

Какие документы нужны при трудоустройстве

При приеме на работу такого сотрудника закон позволяет требовать от него только те документы, которые предусмотрены статьей 65 ТК РФ:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • СНИЛС.

Этот список работодатель вправе дополнить другими документами, обусловленными характером будущей работы, например, справкой об отсутствии судимости, которая необходима педагогам.

Требовать же документы о состоянии здоровья не допускается, если работа не связана с вредными или опасными производственными факторами или если должность не поименована в приложении № 2 к приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

При наличии ограничений работник по собственной инициативе может предъявить работодателю документы, подтверждающие его статус инвалида, к ним относятся:

  • справка об инвалидности с указанием присвоенной группы. По действующему порядку 1 группа инвалидности присваивается на два года, 2 и 3 — на один год. Таким образом, справка имеет определенный срок действия: после его окончания работник предъявляет новый документ или теряет льготы и компенсации, обусловленные его статусом;
  • индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В ней прописываются ограничения и требования к условиям труда для этого специалиста, разрешенные для него параметры работы и т.д.

Работодателю необходимо изучить ИПР соискателя и определиться, сможет ли он предоставить необходимые условия или нет.

Пример

На должность специалиста по кадрам устраивается гражданка Иванова А.

, у которой в справке об инвалидности написано, что нужна работа в помещении, где отсутствуют вредные производственные факторы, позволяющее отнести рабочее место к третьему классу опасности.

Работа по этой должности не предполагает нахождение на улице, условия труда на рабочем месте оптимальные, что отражено в карте СОУТ, следовательно, Иванову А. мы принимаем на работу.

Если организация не имеет возможности организовать специальные рабочие места или не готова нести затраты по дооборудованию имеющихся, кандидату отказывают в трудоустройстве.

К этому вопросу стоит подойти серьезно, особенно если соискатель пришел с направлением из службы занятости или обратился через аналогичный портал. Необходимо развернуто обосновать свою позицию и указать причину отказа.

В противном случае работодателя обвинят в дискриминации людей с инвалидностью и привлекут к административной ответственности.

Особенности оформления взаимоотношений с работником, получившим инвалидность в период работы

Многих заболевших или получивших увечья сотрудников интересует вопрос: при какой группе инвалидности сохраняется рабочее место, а при какой нет. Ответ дать не всегда просто. Для этого необходимо внимательно изучить ИПР работника и карту специальной оценки условий труда рабочего места, на котором предполагается труд инвалида.

Когда работник признается полностью нетрудоспособным, вопросов обычно не возникает — его увольняют по пункту 5 статьи 83 ТК РФ. Но проблемы возникают с «вредниками», получившими инвалидность, особенно 3 группы. Зачастую они согласны продолжать работу даже себе во вред.

В таком случае работодателю, чтобы разобраться, может ли инвалид работать во вредных условиях труда с его согласия, следует обратиться к санитарным правилам СП 2.2.9.2510-09. В соответствии с ними привлекать таких работников к «вредной» работе нельзя.

Их необходимо перевести в оптимальные или допустимые условия труда, либо при отсутствии таковых вакансий или отказе работника уволить по основаниям пункта 8 статьи 77 ТК РФ.

Пример

В организации работает сварщик Семенов К., получивший инвалидность 3 группы. В карте СОУТ рабочего места сварщика определен класс 3.2 — вредные условия труда. В соответствии со статьей 209 ТК РФ и СП 2.2.9.2510-09 работодатель обязан создавать работникам-инвалидам допустимые условия труда.

Таким образом, ответ на вопрос, может ли инвалид 3 группы работать во вредных условиях труда, звучит отрицательно — не может. Такого работника необходимо немедленно, с даты получения документов об инвалидности, отстранить от работы, а в дальнейшем перевести на безопасное место либо уволить.

Аналогично придется поступить, если у организации нет возможности соблюсти требования ИПР работника.

Если же ИПР позволяет трудиться, условия труда не являются вредными, а работодатель готов дооборудовать рабочее место или предложить другое подходящее по здоровью, с работником заключается дополнительное соглашение, в котором фиксируются все новые условия.

Особенности банкротство инвалида в 2021

Все условия прописываются в ИПР, и организация обязана выполнить эти требования. Важнейший вопрос, который необходимо решить при приеме на работу сотрудника с ограничениями по здоровью — разрешенный для него график работы. В ТК РФ оговорены ограничения по труду работающим инвалидам, которые зависят от имеющейся группы инвалидности:

  • для инвалидов I и II групп максимальная продолжительность рабочей недели составляет не более 35 часов — таким работникам устанавливается стандартный размер оклада для их должностной позиции, то есть такой же, как и здоровым работникам, которые трудятся 40 часов в неделю;
  • для инвалидов III группы стандартная рабочая неделя составляет обычные 40 часов, но если по состоянию здоровья ему устанавливается сокращенная рабочая неделя, например, 35 часов или меньше, то оплата его труда производится пропорционально объему отработанного им времени.

Эти общие ограничения применяются в случае, если сотрудник при трудоустройстве предъявил только справку, подтверждающую имеющуюся у него группу инвалидности.

Если же он принес индивидуальную программу реабилитации, то приведенные ограничения подлежат корректировке в соответствии с ИПР конкретного работника.

В ней четко указывается максимальное количество часов работы в неделю, допустимое для данного сотрудника.

Кроме сокращенного рабочего времени работодатель обязан предоставить работнику, имеющему ограничения по здоровью, другие компенсации, предусмотренные ТК РФ. Наиболее важные из них перечислены в таблице.

Льгота Характер предоставляемой льготы
Удлиненная продолжительность оплачиваемого отпуска Общая длительность ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 30 календарных дней. Ее увеличивают в соответствии с ИПР или по согласованию между работодателем и работником. Конкретная продолжительность отпуска прописывается в трудовом договоре
Предоставление неоплачиваемого отпуска по заявлению работника По заявлению сотрудника работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в течение рабочего года. Такой отпуск не подлежит переносу на следующий год, если он не использовался в текущем периоде
Ограничения на привлечение к сверхурочной работе Сотрудника привлекают к сверхурочной работе только тогда, когда он изъявил письменное согласие на такую деятельность, и она не запрещена ему в соответствии с его ИПР
Особая продолжительность оплачиваемого периода временной нетрудоспособности Продолжительность длительности одного больничного листа ограничивается 4 месяцами. Максимальная общая длительность пребывания на больничном в течение года составляет 5 месяцев. При заболевании туберкулезом эти ограничения не действуют, больничный оплачивается полностью до восстановления трудоспособности или пересмотра имеющейся группы инвалидности

В дополнение к перечисленным льготам работник с инвалидностью имеет право на получение налогового вычета в размере 500 рублей ежемесячно. Для некоторых категорий работников-инвалидов, например, так называемых чернобыльцев, эта сумма увеличивается до 3000 рублей в месяц.

В случае проверок действия инспектора по охране труда при наличии в штате учреждения среди работников инвалида с третьей группы инвалидности, не говоря уж о второй или первой, сводятся к проверке документов.

Информацию о предоставляемых сотруднику льготах, продолжительности рабочей смены, продолжительности отпусков и прочее целесообразно отразить в трудовом договоре, чтобы избежать лишних вопросов.

Если набор льгот меняется, например, в связи с пересмотром присвоенной группы инвалидности, то это необходимо указать в дополнительном соглашении.

Читайте также:  Объединение долгов по кредитам в один в 2021

Проведение специальной оценки условий труда на местах работников с инвалидностью

Когда создаются выделенные рабочие места для инвалидов, спецоценка их проводится в соответствии с положениями федерального закона № 426-ФЗ. Особенно внимательно необходимо отнестись к оценке результатов этой процедуры.

В частности, убедиться, что условия работы, в которых трудится такой специалист, соответствуют его индивидуальной программе реабилитации и требованиям Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09, которые определяют допустимые условия работы для данной группы сотрудников.

Согласно разделу 4 этого нормативного документа запрещается привлечение работников к труду, если условия на их рабочих местах не укладываются в установленные гигиенические нормативы и оказывают выраженное негативное влияние на состояние их здоровья.

Когда работать нельзя

Не допускается организация работы инвалидов на местах, характеризующихся повышенным влиянием следующих вредных и опасных факторов:

  • физические факторы, включая шум, повышенную температуру воздуха, вибрацию и т.д.;
  • химические факторы, в том числе загазованность воздуха в рабочем помещении, присутствие вредных химических веществ в рабочей зоне и проч.;
  • биологические факторы, включая патогенную флору и микроорганизмы, контактирующие с организмом работника;
  • нервные и психические нагрузки, включая высокую степень монотонности труда, значительные эмоциональные перегрузки и др.

Если проведена специальная оценка условий труда инвалидов и места сотрудников, имеющих ограничения по здоровью, признаны оптимальными или допустимыми, они продолжат работу в прежних условиях.

В этом случае информация об установленном классе условий их труда вносится в трудовой договор.

Кроме того, работодатель подает в территориальное подразделение Государственной инспекции труда декларацию, подтверждающую соответствие условий труда на данном месте действующим нормативам.

Сколько платить на травматизм

На основании результатов специальной оценки и с учетом наличия подтвержденной группы инвалидности определяется размер страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Фонд социального страхования на травматизм. Для сотрудников этой категории они будут составлять 60% от установленного для данной организации тарифа. Для остальных страховых взносов, уплачиваемых в ФСС и ПФ РФ в 2021 году, их размер составляет:

  • в ПФР – 22% — тариф действует до достижения предельной величины дохода, которая составляет 1150 тыс. рублей (после того, как выплаты сотруднику превысили эту сумму, тариф взносов в ПФР сокращается до 10%);
  • в ФСС – 2,9% — после достижения предельной величины дохода, установленной на уровне 865 тыс. руб., взносы не начисляются;
  • в ФОМС – 5,1% — для этой категории взносов предельная величина дохода не определена: они уплачиваются с любых размеров сумм, выплаченных работникам.

Таким образом, трудоустройство инвалидов, которое является обязанностью всех крупных работодателей, налагает на организацию дополнительные условия в части организации их труда. Этому вопросу необходимо уделить особое внимание, так как они наиболее тщательно контролируются специалистами Трудовой инспекции.

Узнайте стоимость проведения спецоценки условий труда в компании АТТЭК

Банкротство инвалида

Подборка наиболее важных документов по запросу Банкротство инвалида (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Банкротство инвалида

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 446 «Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам» ГПК РФ(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Руководствуясь статьей 446 ГПК РФ и удовлетворяя заявление в части исключения из конкурсной массы должника 3/4 доли в праве собственности на квартиру и автомобиля, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что данная квартира является для должника единственным пригодным для проживания жильем, иное недвижимое имущество, пригодное для проживания, обременено залогом и подлежит реализации в рамках процедуры банкротства; относительно автомобиля указали также на возможность исключения его из конкурсной массы, поскольку исходили из того, что должник является инвалидом II группы, имеет заболевания, ограничивающие способность передвижения, что подтверждается соответствующими справками.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Банкротство инвалида

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Правовые основы и пути реализации функций федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности(Васильева Е.В.)

(«Практика исполнительного производства», 2018, N 3)

Касательно определения статуса коллекторов в Законе N 230-ФЗ появился ряд ключевых направлений, уточняющих и дополняющих правовой статус коллекторов, а именно: создание специального государственного реестра, регулирование способов общения с должниками, запрет на взаимодействие с лицами особых категорий (инвалиды, банкроты) и иные.

Законодательное закрепление жестких требований к коллекторским организациям оправданно, поскольку неприемлемо, чтобы «выбиванием» долгов физических лиц занимались случайные лица. Данные о коллекторах должны быть заранее известны всем субъектам рассматриваемых правоотношений (рисунок 1).

Полагаем, работающие на законных основаниях коллекторские организации, скорее всего, будут способны выполнять требования и нововведения Закона N 230-ФЗ.

Нормативные акты: Банкротство инвалида

Государство помогает инвалидам

В 2021 году для людей с инвалидностью предусмотрели много полезных изменений  

Инвалидам гарантировано социальное обеспечение cогласно Конституции РФ, а их социальная защита регламентирована Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. В этом году появилось немало нововведений, которые направлены на улучшение жизни людей с инвалидностью. О них и пойдет речь в статье.

В прошлом году в связи с пандемией коронавируса было решено ранее установленную инвалидность автоматически продлевать на 6 месяцев, а медико-социальную экспертизу (МСЭ) для установления инвалидности впервые проводить без личного участия граждан по медицинским документам. Эти временные правила будут действовать до 1 октября 2021 г.1

Алгоритм оформления инвалидностиВременный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.

В феврале этого года было подписано постановление2, по которому медицинское учреждение в направлении на МСЭ указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв.

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г.

№ 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.

Решение об установлении инвалидности в таких случаях будет принято на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.

Экспертизу для установления или подтверждения инвалидности необходимо будет пройти после пандемии. Направление на МСЭ выдадут в поликлинике. Еще одно полезное изменение: раньше больным приходилось повторно идти в лечебное учреждение, если данные в направлении были неполными, но с 1 марта поликлиники должны сами дорабатывать документы по запросу органа, проводящего экспертизу.

В феврале было расширено действие принципа экстерриториальности, который означает, что за государственной услугой можно обратиться в любой МФЦ или ближайшее подразделение профильного госоргана, и при этом неважно, где человек зарегистрирован или проживает.

Теперь у граждан появилась возможность независимо от места жительства получить справки об инвалидности и выписки из государственной информационной системы социального обеспечения, обратиться в Пенсионный фонд для корректировки сведений на лицевом счете и подать заявление на парковку в специальных местах для водителей-инвалидов3.

Люди с инвалидностью смогут получать средства реабилитации без привязки к месту жительства4. Теперь инвалид, оформив временную регистрацию по месту пребывания, может бесплатно получить собаку-проводника, инвалидную коляску, протез или слуховой аппарат. Для этого нужно подать заявление по почте, через МФЦ или официальный сайт ФСС.

Кроме того, с октября 2021 г. технические средства реабилитации можно будет купить с помощью электронного сертификата5.

Порядок его оформления пока разрабатывается, но уже известно, что компенсация за техническое средство, предусмотренное в индивидуальной программе реабилитации инвалида, будет поступать на карту «Мир».

Приобрести такое средство можно будет в любом магазине или через Интернет. Но потратить эти деньги на другие покупки не получится.

При этом человеку предоставят право выбора: а) оформить сертификат; б) потратить свои деньги, а потом получить компенсацию; в) забрать средство реабилитации в ФСС.

Для людей с инвалидностью, временно пребывающих или проживающих в столице, в центрах «Мои документы» появилась новая услуга. Об этом говорится на портале мэра и Правительства Москвы.

Через центры «Мои документы» такие граждане могут подать заявление на обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и заявление на выплату компенсации.

Компенсировать можно расходы: на оплату перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; ремонт технических средств и изделий; оплату проезда к месту нахождения организации, в которой получены изделия.

Для получения компенсации нужно будет предоставить документы, подтверждающие расходы, и указать в заявлении номер банковского счета или карты «Мир».

Подать заявление можно также в отделении ФСС, через личный кабинет на Портале госуслуг или «Почту России».

Читайте также:  Субсидиарная ответственность по долгам при банкротстве физ. лиц в 2021

В январе 2021 г. все страховые пенсии, в том числе по инвалидности, для неработающих пенсионеров увеличились на 6,3%. Социальные пенсии проиндексируют с 1 апреля 2021 г. на 2,6%. Размер военных пенсий по инвалидности увеличат вместе с индексацией окладов военнослужащих с 1 октября 2021 г.

ориентировочно на 4%. Также в этом году планируют увеличить ежемесячные выплаты инвалидам на 3,8%. Социальные выплаты инвалидов I, II и III групп будут увеличены с учетом уровня инфляции 2020 г., т.е. на 3,8%.

Об этом проинформировала в конце прошлого года зампред Комитета Совфеда по вопросам социальной политики Елена Бибикова.

В 2021 г. на 3,8% увеличится и размер набора социальных услуг (речь идет о льготных лекарствах, путевках в санатории, оплате проезда в пригородных электричках), который предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты. Инвалиды вправе рассчитывать на получение набора социальных услуг в натуральном виде и в качестве финансовой компенсации.

Возможно, пенсию по инвалидности будут начислять автоматически – такой законопроект6 внесли в Госдуму 15 декабря 2020 г. Предполагается, что Пенсионный фонд сам будет назначать выплаты, без заявления граждан.

При оформлении компенсационных выплат гражданам, которые ухаживают за инвалидами и пожилыми людьми, больше не придется подтверждать, что они не работают и при этом не получают пособие по безработице или пенсию. Также им теперь не нужно собирать справки о смене места жительства подопечного. Все эти сведения территориальные органы Пенсионного фонда будут получать с помощью федеральных информационных систем7.

Напомним: ежемесячные компенсационные выплаты полагаются неработающим гражданам, которые ухаживают за инвалидами I группы, а также за престарелыми людьми, которым требуется постоянная помощь или исполнилось 80 лет. Выплаты могут получать как члены семьи, так и приглашенные помощники. При этом период ухода учитывается в страховом стаже и влияет на размер страховой пенсии.

С 1 июля 2021 г. граждане смогут получать сведения о том, какие им положены льготы, пособия и выплаты, по телефону единого контактного центра госуслуг. Для получения госуслуг подтверждать инвалидность не потребуется, так как ведомства сами будут запрашивать эти данные в Пенсионном фонде или федеральном реестре инвалидов.

С 1 января 2022 г. выписку из акта освидетельствования лица, признанного инвалидом, будут выдавать только в электронном виде. Справку об установлении инвалидности направят в течение 3 рабочих дней в органы пенсионного обеспечения8.

Кроме того, Минтруд и Минкомсвязи разрабатывают онлайн-сервисы, в том числе направленные на поддержку людей с инвалидностью.

Запустить планируется 25 суперсервисов – так называется комплекс связанных между собой электронных госуслуг, которые предоставляются пользователю в зависимости от жизненной ситуации. Все 25 приоритетных жизненных ситуаций были определены в феврале 2019 г.

президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Например, в декабре прошлого года начал работать суперсервис «Социальная поддержка онлайн». Теперь россияне, в том числе инвалиды, могут получать актуальную информацию о пособиях, выплатах и льготах, которые им полагаются, в личном кабинете на Портале госуслуг.

А с помощью суперсервиса «Онлайн-помощь при инвалидности» граждане смогут: записаться на медицинскую экспертизу и обжаловать ее результаты через Интернет; удаленно оформить пособия, пенсии и другие выплаты по инвалидности; оформить заявку на технические средства реабилитации или получить компенсацию за их покупку; подать в электронной форме информацию о транспорте, перевозящем людей с инвалидностью.

В прошлом году был принят закон9, который предусматривает административную ответственность за отказ в доступе к товарам, работам или услугам из-за ограничения жизнедеятельности человека, его состояния здоровья или возраста. Исключение составляют случаи, когда это допустимо в целях безопасности (ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ). Так, например, штраф нарушителю придется уплатить за препятствование инвалиду на коляске посетить концерт или ресторан.

( дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).

1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».

2 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».

3 Распоряжение Правительства РФ от 16 февраля 2021 г. № 373-р.

4 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

5 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата».

6 Законопроект № 1075528-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь».

7 Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2021 г. № 278 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

8 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 461-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной социальной помощи”».

9 Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Внесудебное банкротство гражданина. Процедура

01 сентября 2020г. вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина” (далее – Закон № 289-ФЗ).

Данным нормативно-правовым актом в российское законодательство введен новый правовой институт – внесудебное банкротство гражданина.

Новым нормам посвящен отдельный параграф 5 в главе Х Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).

Условия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке:

общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее 50 тыс.

и не более 500 тыс. руб.

(при этом не учитываются подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки, проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды и иные имущественные или финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей);

► на дату подачи заявления в отношении гражданина окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю из-за отсутствия у него имущества, на которое может быть обращено взыскание (независимо от объема и состава требований взыскателя) и после возвращения исполнительного документа взыскателю не возбуждено иное исполнительное производство (ч. 1 ст. 223.2 Закона о банкротстве).

Особенности подачи и рассмотрения заявления

  • Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, заполняется на официальном бланке.
  • Бланк заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке
  • Образец заполненного заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке

Главным требованием является указание точных сведений о долгах.

Должник самостоятельно заполняет бланк заявления. Он может заполняться как от руки, так и в напечатанном варианте. При рукописном заполнении заявления должно быть аккуратно написано, без помарок и исправлений.

Кроме самого заявления каких-либо справок от кредитных организаций, банков или обращения в федеральную службу судебных приставов не надо.

Заявление подается в многофункциональный центр. Подаётся только заполненный бланк и приложение, в котором перечисляется список кредиторов. Государственная пошлина в этом случае не оплачивается.

  1. Бланк списка кредиторов
  2. Образец заполненного списка кредиторов
  3. Заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке подается им лично или через представителя по месту жительства или месту пребывания гражданина в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с приложением документов, предусмотренных формой заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.
  4. В случае подачи заявления через представителя, к заявлению прикладывается копия доверенности, нотариально удостоверенной.
  5. ► поля формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке заполняются с учетом подлежащих указанию согласно этой форме сведений вручную либо в машинописном виде (если иное не предусмотрено формой заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке);
  6. ► заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке заполняется без исправлений, выполненных с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  7. ► заявление о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке должно быть распечатано на бумажном носителе с одной стороны листа;
  8. ► в случае скрепления листов заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке способ скрепления должен обеспечивать сохранность бумажного носителя;
  9. ► заполнение полей формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке значениями текстовых, числовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.
  10. Сотрудником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг может быть оказана техническая помощь в заполнении заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке путем предоставления распечатанных форм заявления и (или) предоставления технической возможности заполнения формы заявления в машинописном виде и его последующей распечатки.
Читайте также:  Как узнать свою кредитную историю бесплатно через интернет?

Размещение сведений о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в ЕФРСБ и последствия такого размещения

Включению в реестр подлежат сведения о гражданине (его Ф. И. О., включая ранее присвоенные Ф. И.

О в случае их перемены, дата и место рождения, СНИЛС, ИНН при наличии, место жительства или при отсутствии регистрации по месту жительства – фактическое место жительства), сведения о его кредиторах, размере их требований, а также наименование МФЦ, включившего такие сведения в ЕФРСБ.

Опубликование сведений о ходе внесудебного банкротства гражданина осуществляется в том же порядке, что и при реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества (ст. 223.3 Закона о банкротстве). Похожи и последствия включения указанных сведений в реестр. Последние проявляются в том, что:

  • ► вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей (за исключением требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе тех, которые не были заявлены при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке);
  • ► считается наступившим срок исполнения возникших до дня включения сведений в реестр денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей (кроме тех требований, на которые не распространяется мораторий на их удовлетворение);
  • ► прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и других финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением тех, которые не попали под мораторий;
  • ► не подлежат применению правила о возможности направления исполнительных документов в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем;
  • ► все исполнительные документы могут быть направлены только в ФССП России и ее территориальные органы;
  • ► приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина, за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в качестве исключений;
  • ► считается предоставленным согласие гражданина-должника на предоставление органами, осуществляющими госрегистрацию или иной учет (регистрацию), имеющихся у них сведений кредиторам;

► вводится запрет на совершение гражданином в течение срока процедуры внесудебного банкротства сделок по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иных обеспечительных сделок (ст. 223.4 Закона о банкротстве).

Прекращение процедуры внесудебного банкротства гражданина и освобождение его от обязательств.

Процедура внесудебного банкротства гражданина прекращается, если в течение срока этой процедуры в собственность гражданина поступило имущество (например, в результате оспаривания сделки, принятия наследства или получения в дар) или иным образом изменилось его имущественное положение, что позволяет полностью или в значительной части исполнить обязательства перед кредиторами. В этом случае должник обязан в течение пяти рабочих дней уведомить МФЦ, а последний – не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления включить сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства гражданина в ЕФРСБ. Неисполнение гражданином такой обязанности чревато тем, что кредитор, указанный должником в списке кредиторов, сможет обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Еще одним основанием для прекращения процедуры считается вынесение арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов.

Копию соответствующего определения арбитражный суд направляет в МФЦ не позднее трех рабочих дней после дня его вынесения, и МФЦ в течение трех рабочих дней включает в ЕФРСБ сведения о прекращении процедуры внесудебного банкротства.

При этом в течение всей процедуры – со дня включения в ЕФРСБ сведений о ее возбуждении и до дня ее завершения или прекращения – в арбитражный суд с заявлением о признании гражданина банкротом вправе обратиться: кредитор, не указанный в списке кредиторов, приложенном к заявлению гражданина-должника; кредитор, указанный в таком списке, если задолженность перед ним указана не в полном объеме, существенно влияющем на признание гражданина соответствующим критериям для инициирования процедуры внесудебного банкротства, обнаружено принадлежащее должнику имущество или имущественные права, подлежащие госрегистрации или иному учету или имеется вступившее в законную силу решение суда по поданному таким кредитором иску о признании сделки должника недействительной (ст. 223.5 Закона о банкротстве).

Через полгода со дня включения сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в реестр процедура банкротства завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении. В день завершения процедуры МФЦ должен отразить этот факт в ЕФРСБ. С этого момента задолженность гражданина перед кредиторами, указанными им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, будет признана безнадежной.

Если в заявлении гражданин указал сумму требований кредитора, которая меньше действительной, то он освобождается от обязательств перед этим кредитором в размере указанной в заявлении суммы, а если больше действительной – то в размере действительной суммы задолженности.

На требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, освобождение от обязательств не распространяется, равно как и на случаи привлечения гражданина к уголовной или административной ответственности за совершенные в данном деле о банкротстве неправомерные действия, преднамеренное или фиктивное банкротство, а также при наличии доказательств незаконных действий гражданина при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве. Сюда относятся и мошенничество, и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, от уплаты налогов или сборов, а также предоставление кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества.

Что касается требований кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате зарплаты и выходного пособия, возмещении морального вреда, взыскании алиментов и иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, то они могут быть предъявлены и после окончания процедуры банкротства в непогашенной их части. Это же касается требований о: привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности; возмещении гражданином убытков, причиненных им умышленно или по грубой неосторожности юрлицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин; возмещении вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности; применении последствий недействительности сделки и т. п.

Последствия завершения процедуры внесудебного банкротства гражданина аналогичны тем, что применяются при судебной процедуре банкротства по ст. 213.30 Закона о банкротстве. Соответствующие сроки исчисляются со дня завершения процедуры внесудебного банкротства (ч. 5 ст. 223.6 Закона о банкротстве).

Бесплатность процедуры внесудебного банкротства гражданина

Поскольку введение процедуры внесудебного банкротства гражданина изначально задумывалось в целях социальной поддержки неплатежеспособных граждан и возврата их в экономический оборот, то существенной особенностью процедуры внесудебного банкротства является ее бесплатность для должника. Взимание платы не предусмотрено ни за рассмотрение заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке в МФЦ, ни за включение сведений в ЕФРСБ (ст. 223.7 Закона о банкротстве). “В общем порядке гражданин должен оплатить госпошлину 300 руб., внести в депозит арбитражного суда 25 тыс. руб. на услуги финансового управляющего, а также возместить расходы, связанные с публикацией сведений о банкротстве в Едином федеральном реестре сведений”. При внесудебном банкротстве все эти расходы покроет государство.

Бесплатность процедуры для гражданина-должника была предусмотрена и в Законопроекте № 792949-7, однако в нем расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за сопровождение внесудебного банкротства гражданина в размере 3 тыс.

руб. и возмещение сопутствующих процедуре затрат планировалось финансировать за счет средств фонда поддержки внесудебного банкротства граждан, формируемого национальным объединением СРО арбитражных управляющих на основе взносов самих СРО.

Преимущества процедуры внесудебного признания банкротом.

  1. ► социально-реабилитационная цель, состоящая в списании непосильных долговых обязательств гражданина;
  2. ► ликвидация проблемы “вечной долговой ямы” путем предоставления возможности освободиться от задолженности гражданам, у которых полностью отсутствует имущество;
  3. ► простота инициирования внесудебного банкротства, удобство подачи заявления (в МФЦ, а не в суд) и оперативность его рассмотрения;
  4. ► сокращенный срок новой процедуры – шесть месяцев (это почти в 2,5 раза меньше среднего срока судебной процедуры банкротства и даже меньше изначально предлагаемого в Законопроекте № 792949-7 срока в один год);
  5. ► бесплатность процедуры для гражданина (на должника не возлагается никаких дополнительных обязательств по финансированию процедуры);
  6. ► проведение процедуры без участия финансового управляющего;

► неприменение запрета на выезд за границу в отличие от общего порядка, когда арбитражным судом выносится определение о временном ограничении права на выезд гражданина из РФ на период рассмотрения дела в суде, и т. д.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *